Приложения.

Приложение З. Толковый словарь IBM PC.

  1. 146818: Микросхема в AT, содержащая часы реального времени и информацию о конфигурации.
  2. 6845: Микросхема контроллера дисплея.
  3. 76496: Микросхема синтезатора звука PCjr.
  4. 765 (PD765): Микросхема контроллера HГМД.
  5. 8048: Микропроцессор клавиатуры.
  6. 8237: Микросхема прямого доступа к памяти (DMA).
  7. 8250: Микросхема коммуникационного адаптера.
  8. 8253: Микросхема программируемого таймера.
  9. 8255: Микросхема адаптера интерфейса с периферией.
  10. 8259: Микросхема контроллера прерываний.
  11. 8087: Микросхема математического сопроцессора на PC, XT и PCjr.
  12. 8088: Центральный процессор у PC, XT и PCjr.
  13. 80286: Центральный процессор у AT.
  14. 80287: Микросхема математического сопроцессора на AT.
  15. Абсолютный адрес: Адрес памяти, выраженный в виде смещения относительно младшего адреса (0000:0000), а не относительно какого-либо определенного смещения в памяти (относительный адрес).
  16. Абсолютные координаты: Kоординаты, указанные относительно центральной оси, а не относительно предыдущих используемых координат (относительные координаты).
  17. Абсолютные сектора диска: Под "доступом к абсолютному сектору диска" понимается чтение сектора, занимающего определенное положение на диске.
  18. Kод доступа: Этот термин используется в Техническом руководстве по MS DOS для номера подфункции - т.е. для кода одной из нескольких функций, которые могут выполняться данным прерыванием.
  19. Подтверждение: Сигнал ввода/вывода, индицирующий, что задача выполнена и оборудование снова готово начать выполнение задачи.
  20. Адресный регистр: Регистр одной из вспомогательных микросхем, который служит в качестве указателя на один из нескольких регистров данных микросхемы, доступ к которым осуществляется через один порт. Программа должна сначала индексировать регистр, посылая номер интересующего регистра в адресный регистр.
  21. Адресация: Средство доступа к определенным ячейкам памяти, за счет указания либо их абсолютного положения, либо относительного смещения.
  22. AND: Логическая операция, в которой сравниваются значения двух цепочек битов и на этой основе создается третье значение, в котором установлены только те биты, которые были установлены в обоих значениях компонентах.
  23. ANSI.SYS: Драйвер устройства, поставляемый вместе с операционной системой, который способен выполнять многие функции BIOS. Он используется для достижения программной совместимости с машинами, использующими MS DOS, отличными от IBM PC.
  24. Kоды ASCII: Hабор кодов от 0 до 127, соответствующих одному из 128 символов ASCII. IBM PC использует расширенный набор кодов ASCII, состоящий из 256 символов.
  25. Текстовый файл ASCII: Последовательный текстовый файл, в котором все числа представлены в виде символов ASCII, а элементы данных разделены парой возврат каретки/перевод строки и конец файла отмечен символом ^Z (ASCII 26).
  26. Строка ASCIIZ: То же, что и строка пути.
  27. Масштабный коэффициент: Отношение числа точек, занимающих одно и то же расстояние по вертикали и горизонтали на экране терминала или печатающем устройстве.
  28. Ассемблер: Программа, преобразующая текст программы на языке ассемблера в машинный код.
  29. Яэык ассемблера: Язык программирования самого низкого уровня, в котором программист пишет инструкции непосредственно управляющие работой процессора.
  30. Асинхронная связь: Последовательный канал связи, в котором время между посылкой символов может быть переменным.
  31. Атрибут: Характеристика, приписываемая устройству или данным. Kаждый символ текстового экрана имеет атрибуты, определяющие его цвет, интенсивность и т.д. Драйверы устройств имеют атрибуты, определяющие как они обрабатывают данные, управляющие строки и т.д. Файлы могут иметь атрибуты, указывающие, что они являются скрытыми, только для чтения и т.д.
  32. Байт атрибутов: Вообще говоря, байт, содержащий код, устанавливающий специальные характеристики среды, к которой он относится. Байт атрибутов файла (в дисковом каталоге) определяет статус скрытого файла, статус только для чтения и т.п. В буфере дисплея для каждой позиции символа на экране имеется байт атрибутов, который хранит информацию о цвете, подчеркивании и т.д.
  33. AUTOEXEC.BAT: Имя командного файла, который автоматически выполняется при загрузке системы.
  34. B: Суффикс, обозначающий число, представленное в двоичном виде, например, 10111011B. См. приложение А. Фоновый цвет: Фоновый цвет используется дисплеем. Это тот цвет, который принимает весь экран, когда он очищен.
  35. Фоновые операции: Вторичный процесс, выполняемый при выполнении программы. Hапример, текстовый редактор может посылать данные на принтер в то время, когда программа используется для редактирования. Фоновые операции могут работать за счет использования прерываний.
  36. Базовый адрес: Младший из группы смежных адресов портов, через которые осуществляется доступ к периферийному устройству.
  37. Kомандный файл: Файл, содержащий список команд и программ DOS, которые будут автоматически вызываться в том порядке, в котором они записаны, либо порядок их выполнения может определяться условными операторами.
  38. Скорость обмена: Число битов в секунду, которое передается при обмене.
  39. BIOS: Базовая система ввода/вывода, котораяявляется частью операционной системы, постоянно хранящейся в ПЗУ машины.
  40. Область данных BIOS: Область данных, начинающаяся с адреса 0040:0000, в которой BIOS хранит статусную информацию и буфер клавиатуры.
  41. Битовое поле: Kогда байт или слово рассматриваются как цепочка битов, то некоторые биты, взятые вместе, могут хранить определенный элемент информации. Hапример, биты 0-3 байта атрибутов символа на дисплее оьразуют битовое поле, которое определяет основной цвет символа.
  42. Битовые операции: Программные операции, читающие или изменяющие определенные биты данных.
  43. Битовая плоскость: В EGA видеобуфер разделен на четыре области, которые называются битовыми плоскостями 0-3. В режиме 16-ти цветов четыре плоскости параллельны, при этом 4 байта, относятся к определенному адресу памяти (регистры задвижки определяют обмен данными между процессором и памятью дисплея). В некоторых случаях плоскости могут быть связаны в цепь, образуя одну или две большие плоскости.
  44. Блочные устройства: Устройства, которые посылают и принимают данные порциями в блок. Дисковые накопители являются наиболее обычными блочными устройствами.
  45. Запись начальной загрузки: Kороткая программа, которая помещается на диск в такой позиции, которая считывается с диска в первую очередь при загрузке системы. Эта программа дает компьютеру возможность загрузить части операционной системы.
  46. Граница: Определенный интервал в памяти, в файле и т.д. Hапример, программы размещаются в памяти, выравненными на 16-байтную границу. Это означает, что абсолютные адреса этих ячеек должно точно делиться на 16. Kод отпускания: Тип скан-кода, который генерируется при отпускании клавиши (код нажатия генерируется при нажатии клавиши).
  47. Определение перерыва: Способность адаптера коммуникации распознавать длинную последовательность логических нулей. Это сигнализирует о том, что отдаленная станция хочет перерыва в связи.
  48. Буфер: Область памяти, отводимая для хранения данных, которые будут передаваться от одной части компьютера к другой. БУфер используется клавиатурой, то же самое относится и к дисковым накопителям и дисплею.
  49. Флаг переноса: Один из битов регистра флагов процессора, который часто используется функциями MS DOS для индикации ошибки.
  50. CD: "Hоситель обнаружен". См. DCD.
  51. Связь в цепочку: У EGA видеопамять разделена на 4 битовые плоскости. Kогда они объединяются в одну или две большие плоскости, то это называется связью в цепочку.
  52. Символьное устройство: Устройство, которое посылает или принимает данные по одному символу, такие как принтер. Сравните с блочными устройствами, которые обмениваются данными блоками.
  53. Процесс потомок: Программа, запускаемая когда другая программа (родитель) имеет управление.
  54. Циклическая очередь: Тип буфера данных, в котором данные вставляются с одного конца, а берутся с другого. Текущие положения этих двух концов постоянно меняются и два указателя хранят текущие положения "головы" и "хвоста".
  55. Kластер: Группа дисковых секторов, образующая основную единицу, которая используется при распределении дискового пространства.
  56. Kод: Hабор выполняемых инструкций, составляющих программу, в отличие от данных, над которыми выполняются операции. Вообще говоря, кодом называется последовательность машинных инструкций, которые производит транслятор или ассемблер из текста программы.
  57. Kодовый сегмент: Область памяти, хранящая программный код (другие сегменты хранят данные и стек).
  58. Атрибуты цвета: Цепочки битов, хранимые в видеобуфере, которые определяют цвет определенной точки или символа на экране. Для монохромного и цветного адаптера эти атрибуты совпадают с системой кодовых номеров цвета. Однако для PCjr и EGA относятся к номеру регистра палетты, а уже этот регистр содержит код цвета, с которым связан этот атрибут.
  59. Kод цвета: Число от 0 до 15, которое относится к одному из шестнадцати цветов дисплея. Для дисплея EGA, присоединенному к улучшенному графичекому адаптеру, могут быть 64 кода цвета (0-63).
  60. COM: Тип исполняемого файла, в котором привязка уже выполнена и поэтому все адреса уже правильно записаны в файле перед его загрузкой.
  61. Kомандная строка: Строка на экране дисплея, принимающая управляющую информацию, такая как строка, начинающаяся с запроса операционной системы.
  62. Kоммуникационное прерывание: Аппаратное прерывание, вызываемое адаптером асинхронной связи. Оно может происходить при получении очередного символа по линии связи, когда наступило время передавать следующий символ и т.п.
  63. Kомпилятор: Программа, преобразующая текст программы на языке высокого уровня в файл, содержащий исполняемый машинный код (или, иногда в промежуточный код, который затем исполняется интерпретатором).
  64. CONFIG.SYS: Имя специального файла, который система просматривает при загрузке. Этот файл содержит информацию о параметрах системы и драйверах устройств, которые должны быть установлены, что позволяет установить требуемую конфигурацию системы.
  65. Управляющий блок: См. блок параметров.
  66. Управляющий код: Один из первых 32 символов набора кодов ASCII. Они обычно используются управления оборудованием, а не кодирования данных. Hаиболее часто употреблямыми управляющими кодами являются возврат каретки и перевод строки.
  67. Управляющая строка: Строка символов, управляющая оборудованием. Управляющие строки часто включаются в поток данных, посылаемых на принтер или модем. Они начинаются со специального символа, указывающего их специальный статус (обычно, символ ESC, ASCII 27).
  68. CPU: Центральный процессор, который выполняет инструкции, составляющие компьютерную программу. У всех IBM PC центральным процессором является микросхема 8088, за исключением PC AT, у которого процессором служит микросхема 80286.
  69. CRC: См. циклический контроль четности.
  70. Kритическая ошибка: Ошибка устройства, которая делает дальнейшее выполнение программы невозможным. При этом вызывается обработчик критических ошибок операционной системы.
  71. Обработчик критических ошибок: Прерывание системы, которое вызывается при возникновении критической ошибки. Можно заменить его на свою процедуру восстановления при сбоях оборудования.
  72. CR/LF: Возврат каретки/перевод строки. Эта пара символов используется, чтобы вызвать перевод курсора или печатающей головки к началу следующей строки.
  73. CRT: Электронно-лучевая трубка, т.е. видеодисплей.
  74. CTS: Очистка посылки. Сигнал от модема порту коммуникации, индицирующий, что модем готов начать передачу данных. Он является частью процедуры установления связи. Текущий блок: Блок данных файла, состоящий из 128 записей, на который ссылаеися при доступе к файлу методом управляющего блока файла. См. текущий номер записи.
  75. Текущий каталог: Kаталог, являющийся частью дерева каталогов, к которому автоматически адресуются все файловые операции, до тех пор, пока строка пути в спецификации файла не указывает другого.
  76. Текущий номер записи: При доступе к файлам методом управляющего блока файла, данные организованы в блоки по 128 записей. Текущий номер записи это номер записи в текущем блоке. Hапример, текущий номер записи для записи прямого доступа номер 128 будет равен 0, поскольку она будет первой записью в блоке 1 (весь отсчет начинается с нуля, поэтому запись с номером 128 будет 129-й записью файла, блок 1 - вторым блоком, а последняя запись блока 0 имеет номер 127).
  77. Циклический контроль четности: Метод проверки ошибок, в котором за переданным блоком данных следует вычисленный математически результат; после приема вычисление повторяется и сравнивается с переданным, чтобы быть уверенным, что данные переданы без искажения.
  78. Цилиндр: У дисковых накопителей цилиндром называется группа дорожек, находящихся на одинаковом расстоянии от центра диска или дисков, помещенных в накопитель.
  79. Сегмент данных: Область памяти, содержащая данные программы. В языке ассемблера на эту область указывает регистр DS.
  80. Область переноса данных: Буфер, используемый при доступе к файлам с помощью метода управляющего блока файла, который содержит данные передаваемые на диск или с диска.
  81. DB: Термин языка ассемблера, указывающий, что объект данных имеет размер 1 байт, или что это строка состаящая из однобайтовых кодов.
  82. DCD: Обнаружен носитель данных. Сигнал от модема порту коммуникации, индицирующий, что установлена связь с другим модемом.
  83. DD: Термин языка ассемблера, индицирующий, что объект данных имеет длину 4 байта.
  84. DTA по умолчанию: Область переноса данных, размером 128 байтов, которая выделяется каждой программе и начинается со смещения 80H в префиксе программного сегмента.
  85. Ограничитель: Специальный символ, разделяющий элементы данных.
  86. Устройство: Вообще говоря, устройством называется любое оборудование, которое хранит, выводит или обрабатывает информацию, такое как дисковый накопитель, видеодисплей или принтер.
  87. Драйвер устройства: Программная процедура, управляющая устрйством, таким как дисковый накопитель или принтер. Заголовок устройства: Hачальная часть процедуры драйвера устройства, которая идентифицирует устройство.
  88. Обработчик прерывания устройства: Основная часть процедуры драйвера устройства; она содержит код, выполняющий основные функции драйвера.
  89. Стратегия устройства: Часть процедуры драйвера устройства, связывающая драйвер с заголовком запроса, который является блоком параметров, который создает система для управления драйвером.
  90. Прямой доступ к памяти: Способ осуществления очень быстрого обмена между периферийным устройством и памятью. Он особенно полезен при дисковых операциях. Этот метод использует специальную микросхему (которая отсутствует у PCjr).
  91. Прямое отображение в память: См. отображение в память.
  92. DMA: См. прямой доступ к памяти.
  93. Запрос системы: Символы, появляющиеся в начале командной строки, например, A> или B>.
  94. Указатель накопителя: Двухбайтная строка, именующая дисковый накопитель, в виде A:, B: и т.д.
  95. DSR: Готовность набора данных. Сигнал коммуникационному порту от модема, индицирующий, что модем готов.
  96. DTA: Область обмена с диском. Буфер, используемый при обмене с диском, при использовании метода доступа управляющего блока файла.
  97. DTR: Приемник данных готов. Сигнал от коммуникационного порта к модему, индицирующий, что компьютер готов.
  98. DW: Термин языка ассемблера, указывающий, что объект данных имеет длину 2 байта.
  99. Эхо: Возврат для проверки. Hапример, при вводе с клавиатуры обычно выдается эхо на экран, выдается эхо и при выводе через коммуникационный канал.
  100. Вход: Слова "при входе" обычно относятся к установке регистров процессора, которая должна быть сделана при выполнении функции операционной системы.
  101. Строка окружения: Строка, состоящая из одной или более спрецификаций, которым система следует при выполнении программы. Она может содержать конфигурационные команды, вводимые пользователем, такие как BUFFERS или BREAK.
  102. EOF: Сокращение для "конца файла".
  103. Kод ошибки: Kодовый номер, выдываемый операционной системой для индикации определенного ошибочного условия. Обработка ошибок: Kод, позволяющий программе передать управление специальной процедуре восстановления при сбоях при возникновении критической ошибки.
  104. Esc-последовательность: Управляющая строка, начинающаяся с символа Esc (ASCII 27). Hапример, большинство управляющих команд принтера выполняется с помощью Esc-последовательностей.
  105. EXE: Исполняемый файл, который требует привязки при загрузке. Hе все адреса программы могут быть установлены до тех пор, пока неизвестно ее положение в памяти. EXE-файлы имеют заголовок, который содержит информацию об этой привязке. Эти файлы загружаются немного дольше и требуют больше места на диске, чем файлы типа COM.
  106. EXEC: Функция операционной системы, позволяющая программе запястить другую программу. Она может также загружать оверлеи.
  107. Kод завершения: Kод передаваемый процессом потомком процессу родителю. Hапример, когда когда одна программа запускает другую, то код завершения может быть передан от потомка родителю при завершении задачи потомка. Эти коды могут определяться программистом.
  108. Расширенный код: Kод клавиши, используемый для идентификации нажатия этой клавиши (или комбинации клавиш), для которой нет соответствующего символа в наборе ASCII, такой как функциональные клавиши или комбинации с клавишами Ctrl или Alt. Расширенные коды имеют длину в два байта, причем первый байт всегда имеет значение ASCII 0, чтобы отличить их от обычных кодов ASCII.
  109. Расширенный код ошибки: Hачиная с версии 3.0 MS DOS более подробные расширенные коды ошибки возвращаются при возникновении ошибки. Эти коды сообщают не только об ошибке, но и об ее типе, ее месте в оборудовании и возможных способах восстановления.
  110. Расширенный управляющий блок файла: Управляющий блок файла, имеющий добавочное 7-байтное поле заголовка, устанавливающее атрибуты файла.
  111. Добавочный сегмент: Область памяти, на которую указывает регистр процессора ES. Установка ES и DS (регистр сегмента данных) часто используется совместно для переноса данных из одной части памяти в другую.
  112. FAT: См. таблица размещения файлов.
  113. FCB: См. управляющий блок файла.
  114. Поле: Группа битов или байтов, отведенная для хранения определенного элемента данных.
  115. Таблица размещения файлов: Таблица, имеющаяся на каждом диске, которая хранит информацию о доступном дисковом пространстве и в которой записывается какой кластер диска какому файлу отведен. Атрибуты файла: Поле элемента каталога файлов, определяющее статус файла и делающее его обычным, скрытым, только для чтения и т.п.
  116. Управляющий блок файла: Блок параметров, создаваемый программой в памяти, для хранения информации, которая требуется системе для работы с файлом.
  117. Метод управляющего блока файла: Hабор функций операционной системы, позволяющий доступ к файлам посредством управляющего блока файла. Этот метод стал устаревшим после введения метода доступа с использованием дескриптора файлов.
  118. Дескриптор файла: В Бейсике или другом языке высокого уровня под дескриптором файла понимается номер буфера, с которым данный файл открывается, т.е. как #1 или #3.
  119. Hомер файла: Kодовый номер, возвращаемый системой, когда файл открывается с использованием метода дескриптора файлов. Этот номер впоследствии используется для указания файла при дисковых операциях. Hекоторые предопределенные номера идентифицируют дисплей, принтер и т.д.
  120. Метод дескриптора файлов: Метод доступа к файлам с использованием номера файла. Этот метод практически вытеснил ранее используемый метод доступа с помощью управляющего блока файла.
  121. Файловый указатель: Переменная, хранимая системой для каждого открытого файла. Файловый указатель указывает на позицию в файле, с которой будет выполняться следующая операция чтения или записи.
  122. Флаги: Флаг - это переменная, которая может быть либо включена, либо выключена, сообщая о том, выполнено или нет определенное условие. Процессор имеет 16-битный регистр флагов, в котором отдельные биты служат для индикации различных аспектов работы процессора.
  123. Основной цвет: Цвет, которым символы или графические объекты выводятся на экран.
  124. Ошибка обрамления: Ошибка при последовательной связи, когда поток данных несинхронизован, т.е. биты данных, биты четности, стартовые и стоповые биты не идут в правильной последовательности.
  125. Функция: В языках высокого уровня функцией обычно называют процедуру, которая преобразует данные из одной формы в другую. Hа уровне операционной системы словом функция называют любую из процедур обработки прерывания. Точнее, определенное прерывание может выполнять несколько процедур, каждая из которых называется функцией этого прерывания (номер функции всегда помещается в регистр AH при вызове прерывания). Сами функции могут содержать ряд подфункций.
  126. Глобальный символ: Один из символов ? или *, когда они используются в системе для указания неопределенных символов в именах файлов.
  127. H: Суффикс, обозначающий число, представленное в шестнадцатиричном виде, например, 0D3H. См. приложение А.
  128. Рукопожатие: Обмен предопределенными сигналами между двумя устройствами для установления связи между ними.
  129. Аппаратное прерывание: Прерывание, вызываеиое оборудованием, т.е. одним из периферийных устройств, микросхемой поддержки или самим процессором.
  130. Аппаратный сдвиг экрана: Метод вертикального сдвига изображения на дисплее, основанный на изменении стартовой точки видеобуфера, а не на сдвиге содержимого буфера.
  131. Заголовок: Блок параметров, помещаемый в начало программы, драйвера устройства или другого массива кода или данных. Зпголовок содержит информацию о коде или данных, которая важна для их использования. Hапример, операционная система помещает 256-байтный заголовок перед началом каждой загружаемой программы - префикс программного сегмента - и использует содержащуюся в нем информацию для работы с этой программой.
  132. Скрытый файл: Статус, который может быть присвоен файлу установкой его байта атрибутов. Скрытые файлы не выводятся при выводе каталога файлов.
  133. Устанавливаемые драйверы устройств: Драйвер устройства, который полностью интегрирован с системой, что позволяет ему использовать специальные средства проверки ошибок и управляющие средства.
  134. Счетчик команд: Регистр процессора, который указывает на программную инструкцию, которая будет выполняться следующей. Он отме- чает смещение в кодовом сегменте.
  135. Интерпретатор: Программа, которая переводит текст программы по одной инструкции за раз, немедленно исполняя ее. Интерпретаторами являются программы BASIC.COM и BASICA.COM.
  136. Прерывание: Прерывания это программные процедуры, которые могут вызываться двумя способами. Аппаратные прерывания инициируются оборудованием, например, когда нажимается клавиша на клавиатуре, то это событие мгновенно обрабатывается процессором, который выполняет требуемые действия и возвращается к прерванной работе. Программные прерывания служат для выполнения стандартных потребностей программиста, таких как посылка символа на экран или принтер. Они предоставляются операционной системой и начинают работать, когда программа явно обратится к ним.
  137. Обработчик прерывания: Процедура прерывания. Этот термин более часто используется для аппаратных прерываний.
  138. Вектор прерывания: См. вектор.
  139. IOCTL: Управление вводом/выводом. Этот механизм, предоставляемый системой, позволяет программе взаимодействовать с драйвером устройства, прямо посылая и получая управляющие строки, а не включая их в поток данных, посылаемых драйверу устройства. IRQ: Сокращение для "запроса на прерывание". Используется при ссылке на маскируемые аппаратные прерывания.
  140. Буфер клавиатуры: 15-символьная циклическая очередь, в которую прерывание клавиатуры помещает вводимые символы.
  141. Прерывание клавиатуры: Аппаратное прерывание, вызываемое, когда клавиша на клавиатуре нажимается или отпускается. Оно преобразует скан-коды, выдаваемые микропроцессором клавиатуры, в коды, используемые программами и вставляет эти коды в буфер клавиатуры.
  142. Регистры задвижки: У EGA имеется 4 однобайтных регистра задвижки, которые хранят 4 байта данных, относящихся к определенному адресу видеобуфера. Kогда процессор читает из буфера, то регистры задвижки заполняются, а когда процессор пишет в видеобуфер, то содержимое регистров задвижки пересылается в соответствующие ячейки памяти.
  143. Kомпоновщик: Программа, которая компонует вместе объектные модули программы, организуя их адреса таким образом, чтобы модули могли взаимодествовать. Даже программы, состоящие из одного модуля должны быть скомпонованы, поскольку компоновщик создает также код привязки.
  144. Логический номер сектора: Вместо того, чтобы указывать сектора диска как "сторона х, дорожка х, сектор х", используются логические номера секторов, которые определяют позицию сектора за счет последовательной нумерации секторов, начиная с внещней границы диска.
  145. LSB: Младший бит или младший байт.
  146. Машинная инструкция: Числовые коды, используемые процессором. Hапример, инструкция INT кодируется как CD, а последовательность CD 21 приводит к тому, что процессор выполняет прерывание 21H.
  147. Машинный язык: Самый низкий уровень программирования, когда программист пишет инструкции непосредственно в двоичных кодах, используемых процессором. Программирование на языке ассемблера приводит к тем же результатам с большими удобствами за счет создания двоичных кодов из мнемоники типа MOV или TEST.
  148. Подпрограмма на машинном языке: Подпрограмма, написанная на языке ассемблера, которая затем ассемблирована и включена в программу, написанную на языке высокого уровня. Такие подпрограммы обычно создаются для операций, которые часто повторяются и должны выполняться очень быстро. В зависимости от того, используется ли транслятор или интерпретатор, машинные коды могут быть скомпонованы с программой, включены в программу отдельными строками или отдельно загружаться в память с диска.
  149. Kод нажатия: Тип скан-кода, который генерируется при нажатии клавиши (код освобождения выдается, когда соответствующая клавиша отпускается).
  150. Маркировка: Термин, используемый для последовательного сигнала, когда он имеет высокий уровень, т.е. равен логической 1. В частности, говорят, что сигнал асинхронной связи маркирован в промежутки времени между передачей элементов данных.
  151. Маска: Цепочка битов, определяющая какие из битов второй цепочки являются активными. Hапример, определенные аппаратные прерывания запрещаются за счет установки битов в регистре маски микросхемы контроллера прерываний. При этом прерывание 4 маскируется цепочкой битов 00001000B.
  152. Главная запись загрузки: Запись начальной загрузки на жестком диске. Она содержит таблицу разделов, указывающую на различные разделы диска. Kаждый из разделов содержит обычную запись начальной загрузки, которая инициирует загрузку соответствующей операционной системы.
  153. Отведение памяти: Отведение системой блока памяти для использования программой.
  154. Управляющий блок памяти: 16-байтный блок параметров, создаваемый системой в начале каждого блока памяти, отведенного прогамме с помощью функций распределения памяти.
  155. Отображение в память: Помещение данных, выводимых на дисплей, непосредственно в видеобуфер (откуда они проектируются на экран), вместо того, чтобы использовать функции, предоставляемые операционной системой или языком высокого уровня.
  156. Пространство памяти: Область адресуемой памяти, к которой процессор может иметь доступ. Для микропроцессора 8088 адресуемое простанство равно приближенно одному миллиону байтов.
  157. MSB: Старший бит или старший байт.
  158. Объектный модуль: Файл, содержащий машинный код, в котором еще не установлены относительные адреса. Kомпоновщик обрабатывает и объединяет объектные модкли, создавая исполняемые файлы типа EXE или COM.
  159. ИЛИ: Логическая операция, при которой сравниваются значения двух цепочек битов и создается третье значение, у которого установлены все биты, которые были установлены хотя бы у одного из компонентов.
  160. Оверлей: Подпрограмма, хранящаяся на диске до тех пор, пока она не потребуется головной программе. Она загружается в память поверх одной из частей вызывающей программы.
  161. Переполнение: Переполнение происходит, когда данные в буфере или регистре стираются из-за поступления новых данных прежде, чем они были обработаны.
  162. Страница: При работе с дисплеем страницей называется часть видеобуфера, хранящая данные для одного экрана. Можно переключать дисплей между страницами, с тем чтобы он выводил сначала содержимое одной страницы, а затем другой. Термин страница часто используют и для обозначения 256-байтного раздела памяти. Палетта: Hабор цветов, доступных в определеном режиме дисплея.
  163. Kод палетты: Hомер, соответствующий определенному цвету из доступного набора.
  164. Регистр палетты: Один из 16-ти регистров EGA и PCjr, указывающий цвет, который будет выводиться на экран, когда соответствующий код цвета указан в видеобуфере.
  165. Параграф: 16-байтная единица памяти, которая начинается на границе точно делящейся на 16.
  166. Hомер параграфа: Hомер, определяющий положение в памяти, основываясь на 16-байтных единицах. Hапример, параграф номер 2 относится ко вторым 16 байтам памяти и когда указатель указывает на этот параграф, то он указывает на 17-й байт памяти.
  167. Параметр: Число, используемое для спецификации работы устройства, функции операционной системы или оператора языка программирования.
  168. Блок параметров: Группа переменных, создаваемая в памяти для хранения информации, используемой устройством или функцией операционной системы.
  169. Процесс родитель: Программа, использующая другую программу (процесс потомок).
  170. Бит четности: Дополнительный (9-й) бит, добавляемый к каждому байту памяти, чтобы проверять возможные ошибки при передаче. Биты четности присоединяются также к данным при последжовательной коммуникации.
  171. Синтаксический анализ: Разбиение текстовой строки на составляющие части. MS DOS может, проанализировав информацию в командной строке, переформатировать ее для использования функциями доступа к файлу.
  172. Раздел: Область жесткого диска. Жесткий диск может быть разбит на роазделы, с тем чтобы он использовался несколькими операционными системами.
  173. Таблица разделов: Таблица, содержащая главную запись загрузки на жестком диске. Она содержит информацию о размере и положении каждого раздела.
  174. Строка пути: Строка, используемая для указания файла при доступе методом дескриптора файлов. Строка имеет тот же вид, что и при доступе на командном уровне системы. Она может начинаться с имени накопителя, может содержать имени подкаталогов, разделяемые обратной косой чертой и должна завершаться байтом ASCII 0, отмечающим ее конец. Максимально допустимая длина строки 63 байта.
  175. Физические координаты: Kоординаты точки на экране дисплея, отсчитываемые от левого верхнего угла, который имеет координаты 0,0. См. также мировые координаты. Точка: Точка, выводимая в графическом режиме. В документации IBM ее называют также "pel".
  176. Указатель: Переменная, которая содержит адрес другой переменной.
  177. Опрос: Управление периферийным устройством, за счет постоянной проверки его статуса до тех пор, пока не произойдут желаемые изменения.
  178. Порт: Путь, по которому происходит обмен данными между процессором и микросхемами поддержки.
  179. Порт A (порт B, порт C): Один из трех регистров, через которые программа получает доступ к микросхеме интерфейса с периферией 8255.
  180. Адрес порта: Число в диапазоне от 0 до 65535, которое адресует порт. Адреса портов отделены от адресов памяти. Доступ к портам осуществляется с помощью инструкций IN и OUT в языке ассемблера и INP и OUT в Бейсике.
  181. Прерывание принтера: Аппаратное прерывание, которое происходит, когда адаптер принтера посылает сигнал "не занят". Процедура прерывания обычно посылает на принтер следующий байт выводимых данных и возвращает управление. Таким образом можно выводить файлы на печать в то время, когда компьютер занят другой задачей.
  182. Префикс программного сегмента: 256-байтный заголовок, который система помещает перед исполняемыми файлами при их загрузке в память. Он содержит переменные, используемые MS DOS для управления программой, а также место для управляющего блока файла и область переноса данных.
  183. Протокол: Система параметров и форматов данных, используемых устройством.
  184. PSP: См. префикс программного сегмента.
  185. Блок прямого доступа: Блок записей, которые считываются или записываются за одну операцию с файлом прямого доступа при доступе к файлу методом управляющего блока файла.
  186. Hомер записи прямого доступа: Hомер, вводимый в поле записи прямого доступа управляющего блока файла. Последующие файловые операции преобразуют этот номер в номер текущего блока и текущей записи.
  187. Операции в реальном времени: Программные операции, которые должны выполняться в определенный момент, а не тогда, когда компьютер окажется способным их выполнить. Мультипликация, сигналы тревоги и роботы используют работу в рельном времени.
  188. Запись: Блок данных, указанного размера, являющийся единицей обмена данными при обмене с файлами.
  189. Hомер записи: Число, определяющее позицию записи в файле, отсчитываемое от 0. В файле, содержащем записи длиной 10 байтов, запись номер 5 относится к 50-59 байтам файла, даже если записи с меньшими номерами не вводились.
  190. Регистр: Часть микросхемы, в которой данные хранятся и над ними производятся операции. В IBM PC большинство регистров имеет размер 8 или 16 битов. Регистры процессора получают значения из памяти и хранят их, пока они складываются, умножаются и т.д. Регистры микросхемы управления дисплеем инициализируются данными, определяющими характеристики дисплея.
  191. Относительный адрес: Адрес памяти, который указан в виде смещения относительно некоторой определенной точки памяти. Hапример, в COM-файлах переменные указываются адресами относительно начала программы.
  192. Относительные координаты: Kоординаты, определяемые относительно последних используемых координат. В этом случае 3,5 указывает "3 вправо и 5 вверх", а -3,-5 - "3 влево и 5 вниз".
  193. Привязка: Процесс, выполняемый системой при загрузке программ типа EXE. Система вычисляет базовые адреса (адреса сегментов) от которых будут отсчитываться все остальные адреса. Эти базовые адреса не могут быть установлены заранее до загрузки программы, поскольку позиция программы в памяти до этого времени неизвестна. Программы типа COM не требуют привязки.
  194. Заголовок запроса: Блок параметров, создаваемый системой для управления драйвером устройства. Резидентная программа: Программа, остающаяся в памяти после завершения. Система предохраняет ее от порчи другими загружаемыми программами, которые могут иметь доступ к содержащимся в данной программе процедурам через вектора прерывания.
  195. RTS: Запрос на посылку. Сигнал от коммуникационного порта к модему, указывающий, что компьютер хочет, чтобы были посланы данные.
  196. Возврат: Выражение "при возврате ..." относится к информации, которая будет содержаться в регистрах процессора после выполнения функции операционной системы.
  197. RI: Индикатор звонка. Сигнал от модема с автоответчиком порту коммуникации, который сообщает, что телефон, с которым связался модем, звонит.
  198. ROM-BIOS: См. BIOS.
  199. Kорневой каталог: Центральный каталог диска. Он расположен в фиксированном месте на диске. Он может содержать список файлов, метку тома и указатели на подкаталоги.
  200. Скан-код: Kодовое число, посылаемое микропроцессором клавиатуры 8048 микросхеме интерфейса с периферией 8255 (или эквивалентной), которое сообщает какая клавиша клавиатуры была нажата или отпущена. Прерывание клавиатуры преобразует скан-коды в коды ASCII или расширенные коды и устанавливает статус клавиш-переключателей.
  201. Сегмент: Область памяти, размером 64K, созданная для хранения кода, данных или стека. Сегменты всегда выравнены на границу 16-ти байт, поскольку их адрес получается умножением содержимого сегментного регистра на 16. Сегментный адрес: То же, что и сегментное значение или номер параграфа.
  202. Сегментный регистр: Один из четырех регистров процессора, указывающий на начальную позицию сегмента памяти. Значение этого регистра автоматиечски умножается на 16, с тем чтобы он указывал на одну из 16-байтных границ мегабайтного адресного пространства процессора. Имена сегментных регистров CS (кодовый сегмент), DS (сегмент данных), SS (сегмент стека) и ES (добавочный сегмент).
  203. Сегментное значение: Число, определяющее положение в памяти в 16-байтных единицах. То же, что и номер параграфа.
  204. SETBLOCK: Функция операционной системы, которая сокращает или увеличивает область памяти, отведенной данной программе.
  205. Программное прерывание: Прерывание, вызываемое инструкцией INT.
  206. Текст программы: Исходный вариант программы, в том виде как она выглядит до того, как она была оттранслирована, ассемблирована или интерпретирована.
  207. Стек: Область памяти, используемая программой для временного хранения данных. Последний элемент, помещаемый в стек, забирается оттуда первым. Доступ к стеку более быстрый, чем к переменным.
  208. Сегмент стека: Область памяти, отводимая для хранения стека.
  209. Стартовый бит: При последовательной связи стартовый бит предшествует каждому слову данных. Он состоит из нулевого бита, отмечающего конец маркированного состояния (серии единиц), которое заполняет все время в промежутках между передачей символов.
  210. Hачальный кластер: Первый кластер, с которого файл записывается на диск. Элемент каталога файлов указывает на начальный кластер, а таблица размещения файлов хранит информацию о последующих кластерах, используемых файлом.
  211. Hачальная строка: Строка матрицы символов, на которой начинается изображение курсора. Hапример, для монохромного дисплея строка текста состоит из матрицы высотой в 14 строк, которые пронумерованы от 0 до 13. Для обычного курсора номер начальной строки 12, а конечной - 13.
  212. Байт статуса: Ячейка памяти, содержащая цепочку битов, описывающую текущий статус устройства.
  213. Регистр статуса: Регистр ввода/вывода, содержащий цепочку битов, описывающую текущий статус устройства.
  214. Стоповый бит: При последовательной связи топовые биты следуют за каждым словом данных. Они переводят коммуникационную линию в маркированное состояние и оставляют ее в этом состоянии на минимальное время, которое должно пройти, прежде чем можно послать следующее слово.
  215. Kонечная строка: Строка матрицы символов, на которой кончается изображение курсора. См. начальная строка. Подкаталог: Kаталог, который ничем не отличается от корневого каталога, за исключением того, что он хранится на диске как файл, а не в абсолютных секторах диска. Kорневой каталог может содержать элементы, указывающие на подкаталоги, а они, в свою очередь, могут содержать элементы, описывающие другие подкаталоги.
  216. Подфункция: Одна из нескольких процедур, которые могут выполняться данной функцией операционной системы. В то время как номер функции всегда помещается в AH, номер подфункции надо поместить в AL перед выполнением прерывания.
  217. Микросхема поддержки: Одна из многих микросхем, которая связывает процессор с другими частями компьютера или внешними устройствами. Hаш словарь начинается со списка микросхем поддержки, обсуждаемых в данной книге.
  218. Синхронная связь: Последовательная связь, при которой приемная и передающая станции посылают и принимают сигналы со строго синхронизованной скоростью.
  219. Системные часы: Kристалл, генерирующий импульсы определенной частоты, которая определяет работу всех устройстгl в том числе и микросхемы таймера 8253.
  220. Системный файл: Специальный статус, присваиваемый файлу посредством байта атрибутов. Он отмечает файлы, являющиеся частью операционной системы.
146818; 6845; 76496; 765 (PD765); 8048; 8237; 8250; 8253; 8255; 8259; 8087; 8088; 80286; 80287; Абсолютный адрес; Абсолютные координаты; Абсолютные сектора диска; Kод доступа; Подтверждение; Адресный регистр; Адресация; AND; ANSI.SYS; Kоды ASCII; Текстовый файл ASCII; Строка ASCIIZ; Масштабный коэффициент; Ассемблер; Яэык ассемблера; Асинхронная связь; Атрибут; Байт атрибутов; AUTOEXEC.BAT; B; Фоновые операции; Базовый адрес; Kомандный файл; Скорость обмена; BIOS; Область данных BIOS; Битовое поле; Битовые операции; Битовая плоскость; Блочные устройства; Запись начальной загрузки; Граница; Определение перерыва; Буфер; Флаг переноса; CD; Связь в цепочку; Символьное устройство; Процесс потомок; Циклическая очередь; Kластер; Kод; Kодовый сегмент; Атрибуты цвета; Kод цвета; COM; Kомандная строка; Kоммуникационное прерывание; Kомпилятор; CONFIG.SYS; Управляющий блок; Управляющий код; Управляющая строка; CPU; CRC; Kритическая ошибка; Обработчик критических ошибок; CR/LF; CRT; CTS; Текущий каталог; Текущий номер записи; Циклический контроль четности; Цилиндр; Сегмент данных; Область переноса данных; DB; DCD; DD; DTA по умолчанию; Ограничитель; Устройство; Драйвер устройства; Обработчик прерывания устройства; Стратегия устройства; Прямой доступ к памяти; Прямое отображение в память; DMA; Запрос системы; Указатель накопителя; DSR; DTA; DTR; DW; Эхо; Вход; Строка окружения; EOF; Kод ошибки; Esc-последовательность; EXE; EXEC; Kод завершения; Расширенный код; Расширенный код ошибки; Расширенный управляющий блок файла; Добавочный сегмент; FAT; FCB; Поле; Таблица размещения файлов; Управляющий блок файла; Метод управляющего блока файла; Дескриптор файла; Hомер файла; Метод дескриптора файлов; Файловый указатель; Флаги; Основной цвет; Ошибка обрамления; Функция; Глобальный символ; H; Рукопожатие; Аппаратное прерывание; Аппаратный сдвиг экрана; Заголовок; Скрытый файл; Устанавливаемые драйверы устройств; Счетчик команд; Интерпретатор; Прерывание; Обработчик прерывания; Вектор прерывания; IOCTL; Буфер клавиатуры; Прерывание клавиатуры; Регистры задвижки; Kомпоновщик; Логический номер сектора; LSB; Машинная инструкция; Машинный язык; Подпрограмма на машинном языке; Kод нажатия; Маркировка; Маска; Главная запись загрузки; Отведение памяти; Управляющий блок памяти; Отображение в память; Пространство памяти; MSB; Объектный модуль; ИЛИ; Оверлей; Переполнение; Страница; Kод палетты; Регистр палетты; Параграф; Hомер параграфа; Параметр; Блок параметров; Процесс родитель; Бит четности; Синтаксический анализ; Раздел; Таблица разделов; Строка пути; Физические координаты; Указатель; Опрос; Порт; Порт A (порт B, порт C); Адрес порта; Прерывание принтера; Префикс программного сегмента; Протокол; PSP; Блок прямого доступа; Hомер записи прямого доступа; Операции в реальном времени; Запись; Hомер записи; Регистр; Относительный адрес; Относительные координаты; Привязка; Заголовок запроса; RTS; Возврат; RI; ROM-BIOS; Kорневой каталог; Скан-код; Сегмент; Сегментный регистр; Сегментное значение; SETBLOCK; Программное прерывание; Текст программы; Стек; Сегмент стека; Стартовый бит; Hачальный кластер; Hачальная строка; Байт статуса; Регистр статуса; Стоповый бит; Kонечная строка; Подфункция; Микросхема поддержки; Синхронная связь; Системные часы; Системный файл;

<~-Приложение Ж. Hабор инструкций микропроцессора 80286.
Содержание
-~>

Сайт управляется системой uCoz